В Мексике есть штат Чьяпас, прославившийся на весь мир восстанием индейцев в 1994 г., которое продолжается до сих пор. Его руководитель – таинственный человек в маске, команданте Маркос, сумевший стать кумиром всего «левого» человечества, своего рода аватарой Че Гевары. Он понял одну простую вещь: главное – это не восстание, а его PR. И вот правительство страны, которое с удовольствием стерло бы восставших в порошок, вынуждено терпеть их вооруженное присутствие (в Азии такой номер не прошел бы, но на то и тамошние древние традиции), а на поклон к команданте Маркосу стекается вся прогрессивная европейская тусовка, жаждущая острых демократических ощущений. Про Чьяпас еще говорят, что семья местного индейца состоит из мужчины, женщины, пятерых детей и американского антрополога. В «нецивилизованном» мире уже почти нет мест, которые не раскручены как крутые и экзотические: в самой убогой деревне «дикого» континента вас уже ждут пепельницы с изображением местного антиглобалистского вождя или – исключительно для вас – обряд посвящения в (мужчины, жрецы, племя – нужное подчеркнуть). Всё уже подготовлено, упаковано и включено – будь то плавание по Меконгу или Иравади, шаманское камлание или чаепитие с батюшкой. Визуальная антропология – это поиски вспышек подлинных человеческих чувств (часто в качестве тех самых семейных антропологов), попытки узнать и понять, а не только отвлечься и забыться. Конечно, весь мир – театр, но разве не поражает созерцание тех, кто еще не почувствовал себя актером и не вкусил сладости извлечении выгоды из каждого мгновения своей жизни? Именно они герои документальных фильмов, представленных на открывшемся в МГУ III Московском международном фестивале визуальной антропологии. 109 фильмов из 30 стран, все лучшее, что создано мировым документальным этнографическим кино за последние два года, – уникальная возможность увидеть плоды деятельности этих живущих среди нас визуальных антропологов, найти впечатления не только в Нигере и на Суматре, но и среди нас, тут, рядом, в Москве, Петербурге или Лондоне. Шанс заглянуть за кулисы экзотики, перейти из состояния потребителя эксклюзивного и идеального по соотношению «цена – качество» турпродукта в новое, как некоторые полагают, человеческое качество. Замечательно и то, что можно не только посмотреть фильмы, но и стать аутентичным субъектом фестиваля: большая часть фильмов предваряется выступлением авторов и завершается обсуждением. Показ фильмов длится до пятницы, 13 октября, и впечатляет разнообразием – от таинственной обезьяны-человека на Суматре («Маленький лесной человчек», Хью Хартфорд, Великобритания) и танзанийских девушек, «выходящих замуж» за пожилых женщин («Обряд Ньюмба Нтобу», Ларс Йохансон, Анна Сабельстрём, Швеция), до заброшенных балканских деревень, оживающих лишь на престольный праздник («Вернемся на следующий год», Владимир Боцев, Македония) и афганских беженцев на островах пограничной реки Пяндж («11 000 км от Нью-Йорка», Орзу Шарипов, Таджикистан). В отдельные части программы выделены фильмы по темам «Региональные культуры Японии», «Ритуал, культура и общество в мусульманском мире», «Цыганские миры» (в том числе фильм известного румынского режиссера Димитру Будрала «Проклятие ежа»). |