Раз примерно в пятилетку к нам прилетает из Парижа этот замечательный грузин, чтобы порадовать новым фильмом и подвигнуть тех, кто об этом фильме пишет, на еще одну вариацию общих мест: Иоселиани – мудрец (безусловно), гедонист (ну а какой грузин не гедонист?) и… мизантроп. Последний эпитет муссируется в связи с его творчеством как-то особенно часто и навязчиво. Что, безусловно, чушь, учитывая с какими благостными и умиротворенными физиономиями выходят зрители с фильмов «режиссера-мизантропа», который остается абсолютно вне конкуренции в живописании своих традиционных и горячо любимых персонажей – лузеров, жуликов и забулдыг. Есть, конечно же, в отрицании этой очевидной любви, передаваемой и зрителю (ну а без любви как еще прикажете терпеть всю перечисленную публику два часа экранного пробега?), что-то от фрустрации, вытеснения желаемого действительным. То безмятежное и благостное времяпрепровождение, в которое погружает своего падшего министра Иоселиани, это, безусловно, «желаемое», то есть рай. А вот общераспространенная установка на карьерный рост и достижение счастья именно что в должности министра, но уж никак не пьющего садовника – наше грустное «действительное», то есть ад. Этим неразрешимым в реальной жизни противоречием мудрый Иоселиани этак игриво и гедонистически поигрывает, так что мизантропами на его фильмах оказываются, скорее, зрители, которые обрекли себя на долгий и тернистый путь в обретении рая, находящегося, как показывает режиссер, на расстоянии вытянутой руки. Вот и главный герой «Садов осенью» – выпивающий мусье не первой свежести по имени Венсан – преодолевает указанную дистанцию чрезвычайно резво. Сначала он министр, заседающий в ампирных кабинетах а-ля Тюильри, а через пять минут – безработный выпивоха, праздношатающийся совсем неподалеку: Париж – он город маленький (а действие, несмотря на некоторую условность времени и места, происходит, похоже, здесь). Разница между первым состоянием и вторым на самом деле несущественная – в Тюильри министр занимался тем же, что и в лесопарковой зоне, вид на которую открывался из его правительственного кабинета. То есть пил, бездельничал и играл в шахматы с секретарем, отлучаясь наружу, чтобы поскандалить с дурой-женой, вручить орден африканскому министру или медаль французскому передовику-колхознику. В общем, министр здесь величина условная и придуманная Иоселиани совсем не с целью уязвить Ширака или вообще какие-нибудь власти, насчет которых он, как и любой здоровый человек, давно уже никаких иллюзий не питает. И впрямь: ну что это за министры, которые после отставки по доброй воле вылезают из служебной иномарки, чтобы встать на ролики? Уж если они куда и вылезают, то, наверное, в еще более дорогие иномарки. Наш же чудо-Венсан придуман лишь с целью показать, насколько однообразен, положа руку на сердце, состав человеческого счастья на обоих концах социальной иерархии. Несмотря на шикарные апартаменты, служебный лимузин и то, что пишут обо всем подобном в продвинутых журналах, это все тот же неизменяемый тысячелетиями набор из веселящих жидкостей, игривых женщин и праздного времяпрепровождения. Свергнутый с поста соперником, который руководил народными волнениями из кустов все той же лесопарковый зоны, Венсан оставшуюся часть фильма со вкусом вдаряет по всему вышеперечисленному – немолодым женщинам, пению под гитару и обширным возлияниям горячительных напитков в компании таких же выпивох. Компоненты варьируется: среди любовниц замечена грациозная африканка, к гитаре присоединяется баян, к собутыльнику в исполнении режиссера – какие-то православные попы, а к бургундскому – самогонный аппарат. Судя по всему – реально действующий образец, из которого главный герой нацедил рюмку чистейшего, как слеза, первача самому Отару Иоселиани, в тот момент извлекавшему из расстроенного пианино старика Моцарта. Стоит ли упоминать, что эпикурейские похождения экс-министра со товарищи выполнены в традиционном для Иоселиани мозаичном стиле, когда главные и второстепенные детали уравнены в размерах и склеены сюрреалистичным лейтмотивом в виде переходящих из рук в руки странных штучек – на этот раз это античная статуя, птица тукан и чесалка для спины. Впрочем, по сравнению с предыдущими фильмами «Сады осенью» могут показаться уже не столь безукоризненными, даже малость небрежными (каким, наверное, и полагается быть осенним садам), а изображения коллективных абсурдизмов, в которых Иоселиани большой мастер, не так многозначительно абсурдны и смешны. Возможно, здесь дало о себе знать сочетание самогона и бургундского, когда на второй половине фильма в голове начинает тошнотворно раскручиваться какая-то монотонная карусель с мелькающими по кругу попами, африканками и античной статуей. Впрочем, когда головокружение достигает критической отметки, режиссер нажимает на стоп, и вот тут-то зрелище открывается необычайное: под сенью парижского платана мы, оправившись от тошноты, видим всю честную компанию из пьяниц, проституток, забулдыг, но главное – нечто вроде тайной вечери из всех упомянутых по ходу фильма дам, сидящих за одним столом, все подшофе и во главе с мамашей экс-министра Венсана – Марией, мощно исполненной 80-летним Мишелем Пикколи. И нечего, по большому счету, больше в этих садах искать: сей фильм никакая, конечно же, не осень патриарха Иоселиани, а осень патриархата, эксцентричное возвращение обратно в рай, когда Адам, проблевавшись под деревом, возвращает обратно плоды познания, а мать Мария ссужает его карманными деньгами, чтобы он так и не сходил с этой карусели счастья. Никогда. |