Берлинале в этом году проходит на удивление тихо: никаких пикетов, никаких протестов, никаких скандалов, если не считать конфликта дирекции фестиваля с одной из французских кинокомпаний, выехавшей с кинорынка, но это все-таки разборки внутренние, и на фестивальной жизни они отражаются мало. За прошедшие четыре дня здесь никто ни разу даже не поругал Джорджа Буша – вопиющее нарушение местного этикета. Ключевое слово для конкурсной программы – ретро. Воспоминания о том, что было когда-то, и о том кино, которое эти события отражало. Сначала показали «Хорошего немца» Стивена Содерберга – эффектную стилизацию под классику 40-х годов, черно-белый нуар о послевоенном Берлине, снятый для пущей убедительности на камеру того времени. В главных ролях – фестивальный любимец Джордж Клуни, почему-то в этот раз премьеру проигнорировавший, и красавица Кейт Бланшетт. Клуни играет журналиста, который возвращается в Берлин в поисках своей возлюбленной Лены. Лена, пережившая смерть всех членов семьи, включая мужа, и ставшая дорогой проституткой, крутит роман с молоденьким американским солдатиком в надежде на то, что скоро он увезет ее из этой страны навсегда. Дальше все идет по традиционной схеме: деньги, шантаж, убийство, любовь, предательство. Последняя сцена практически один в один повторяет сцену прощания Хэмфри Богарта с Ингрид Бергман в «Касабланке» Майкла Кертица. Содерберг, как и Брайан де Пальма в «Черной орхидее», пытается играть по тем же правилам, по которым играли великие режиссеры 40-х. Но если тогда слова о том, что никому нельзя доверять, звучали откровением, то теперь они произносятся в пустоту. На пресс-показе фильм освистали, в рейтинге критиков он пока занимает последнее место. Роберта Де Ниро с его «Ложным искушением» встречали овацией, но это скорее из уважения к самому Де Ниро, чем к его режиссерской работе. Почти трехчасовое кино о жизни разведчика в исполнении совершенно непроницаемого Мэтта Дэймона сделано с огромной любовью и к родной Америке, и к ее спецслужбам. Внимание к деталям просто феноменальное, отдельные сцены выше всяких похвал, но смотреть этот фильм невозможно. Монотонный, тягучий, выдержанный в депрессивных коричневых тонах, он не идет, а ползет, в некоторых моментах вообще застывая на месте. К той же категории ретро относится и скромная бразильская мелодрама «Год, когда мои родители уехали на каникулы» режиссера со смешной фамилией Хамбургер. Действие происходит в 1970-м. Пока вся страна болеет за национальную сборную по футболу и молится на Пеле, полиция в крупных городах производит массовые аресты инакомыслящих и громит студенческие общежития. Родители мальчика Мауро оставляют его у двери в квартиру деда и уезжают в неизвестном направлении, спасаясь от репрессий. Дед, как выясняется, тем же утром умер, поэтому мальчика начинает воспитывать целая еврейская община во главе со строгим, но благородным стариком Шломой. Классическая история взросления, разыгранная неплохими бразильскими актерами, в сочетании с футболом и политикой – любимыми темами президента Берлинале Дитера Косслика – это как раз то, что нужно, чтобы разбавить фестивальную программу, но для серьезной заявки на получение «Медведя» этого мало. Нового шедевра ждали от корейца Чхан Ук Пака, режиссера «Олдбоя» и «Объединенной зоны безопасности». Не дождались. Устав от собственного пессимизма и экранной жестокости, а также, видимо, и от понавешанных на него ярлычков «певца мести», он решил для разнообразия поработать добрым волшебником и снял сказку про любовь в сумасшедшем доме. «Я киборг, но это нормально» – история пациентки психбольницы, вообразившей себя роботом. Девушка не может принимать пищу, потому что боится, что это повредит ее внутренний механизм. Помогает ей безумный юноша, который после изнасилования в армии прячет лицо под нелепыми картонными масками. Чхан Ук Паку попытка сделать сказку, да еще и смешную, дается с большим трудом: в первой части фильма камера оживает только тогда, когда главной героине требуется в упор расстрелять обслуживающий персонал больницы. Во второй части все идет значительно лучше, и зрители, которые не ушли из зала в первые 15 минут, стали свидетелями трогательнейшего хеппи-энда. На пресс-конференции Пак объявил, что его новый фильм будет о вампирах. С вампирами у него, по идее, должно получиться лучше, чем с киборгами. Самым светлым фильмом фестиваля пока остается работа француженки Жюли Дельпи «Два дня в Париже» – остроумнейшая комедия в духе раннего Вуди Аллена. Актриса Дельпи, давно живущая в США, смотрит на Париж вовсе не влюбленными глазами, для нее это город хамов, расистов и фриков, по которому двое суток скитаются приехавшая к родителям в гости немолодая француженка и ее невротичный бойфренд из Нью-Йорка. Журналисты на пресс-показе смеялись до слез, но, выходя из зала, снова делали серьезные лица. Если в соседних кинозалах стреляют в собачек или борются за права сексуальных меньшинств, по-другому просто никак. |