«И ад вырвался на волю» – эта фраза из бульварных романов как нельзя точнее характеризует происходящее в фильме «Скандальный дневник». Впрочем, слово «ад» не имеет множественного числа, здесь же предлагается прекрасный набор – ад средней школы, ад одиночества, ад медленного бессмысленного увядания и сатанинских медиа-скандалов, одержимости и обманутых ожиданий. И тем удивительнее понимать, что тяжкий водоворот событий, увлекающий зрителя на самое дно с восхитительной неотвратимостью, вращается вокруг истории вполне бытовой. Учительница предпенсионного возраста, одинокая суровая дама, влачит свой крест с аристократическим достоинством. Глубоко презирая учеников и коллег, свои соображения она доверяет дневнику, занося туда все значительные события. Таким событием становится появление новенькой – белокурой учительницы рисования. «Она хорошая актриса или просто глупа?» – размышляет дама, наблюдая, как новенькая очаровывает коллег и безуспешно бьется с учениками. Постепенно между ними возникает странная дружба, дама знакомится с семьей своей новой подруги – немолодым мужем-профессором, дочерью-подростком, сыном, страдающим синдромом Дауна. И когда она обнаруживает, что у белокурого ангела роман с 15-летним учеником, дама понимает, что судьба подарила ей шанс обрести власть над объектом своего интереса, любви и, возможно, страсти. Речь не идет о грубом шантаже – во всяком случае, поначалу. Речь идет о близости и обладании – вещах, всегда идущих рядом с грязными секретами. Экранизировавший роман Зое Хеллер «О чем она только думала» Ричард Айр – в первую очередь театральный режиссер, что дало ему благословенную привычку к компактности средств. И хотя единственное преступление, совершаемое в фильме, – это страстный секс в кустах, «Скандальный дневник» в большей степени является триллером, нежели чем-то, расплывчато именуемым драмой. Дело тут не только в Джуди Денч и Кейт Бланшетт, сыгравших безупречно. И, конечно, не в фигуре Ужасной Лесбиянки, готовой ради своей порочной страсти на любую эмоциональную поножовщину. Захватывает уже само наблюдение за тем, как ничего не подозревающая женщина становится объектом детального плана, составленного ее немногословной подругой, пусть это и происходит под музыку Филиппа Гласа.
Но и это лишь поверхностное волнение – «Мизери» и «Одинокая белая женщина» уже экспонировали героинь, имеющих хороший план. Выброс адреналина вызывает не исключительность, а, парадоксальным образом, заурядность истории. Секс, власть, психологическое насилие, бездонное отчаяние – все элементы триллера про маньяка проецируются на вполне узнаваемую повседневность, в которой преступления обычно не имеют жертв. Все просто следуют своим желаниям в попытке как-то наполнить жизнь. Юный любовник – в большей степени соблазнитель, чем жертва. Потерявшая по нему разум учительница – в большей степени жертва ужаса перед своим бессмысленным существованием, чем хищница. Ее коварная подруга – м-м-м, просто подруга, зашедшая чуть-чуть дальше, чем это обычно бывает. Немного изменить градус накала чувств, сместить акценты, придать более пристойный вид – и получится одна из тех историй, которые в множестве происходят вокруг. Трудно было изящней намекнуть, что так называемая повседневность – это тоненький лед, под которым – темные воды, вязкий ил и слепые голодные рыбы желаний. |