Весенняя слякотная Москва – не Канны и не Лос-Анджелес. Поэтому вместо восторженной толпы, ожидающей появления знаменитостей, и, соответственно, самих знаменитостей в ослепительных туалетах, около здания театра Советской Армии, где традиционно проходит «Ника», уныло стояли с десяток мерзнущих журналистов. А закутанные гости церемонии спешили поскорее миновать парадную лестницу и пройти в тепло. В фойе театра Федор Бондарчук комментировал скандальный поступок Михалкова, снявшего свою картину «12» с номинаций «лучший фильм» и «лучшая режиссура»: «Это его личное право, и я уважаю его решение». А ведущий церемонии Юлий Гусман, будто все это услышав, выйдя на сцену, тут же язвительно заявил: «К нам приехал сам Бондарчук». Поскольку с церемонии велась прямая трансляция на «НТВ+», все шло четко по графику: люди судорожно занимали свои и чужие места под подгоняющие крики Гусмана: «Быстрее, быстрее, две минуты до эфира!» Первым выступил нынешний президент академии Алексей Баталов, сразу же заявивший, что «Ника» – премия особенная. В доказательство тезиса Баталов рассказал, что премия была учреждена еще во времена СССР, то есть когда повсюду в стране решения принимала власть, «Ника» стала чуть ли не единственным островком свободомыслия и независимости. И нисколько не смущаясь логического парадокса, Гусман после этих слов тут же зачитал письмо Путина.
Трудно представить себе обращение Буша в программе церемонии «Оскара», но у нас президент и искусство неразделимы, хотя и шуток на эту тему тоже было немало.
Марианна Максимовская, вручавшая награду в номинации «Лучший неигровой фильм», сказала: «Когда новости на телевидении стали игровым жанром, правду жизни увидишь разве что в неигровом кино». Специальный приз за вклад в телевизионное искусство, присужденный Николаю Досталю и его фильму «Завещание Ленина», вручал Михаил Горбачев. Демонстрировали также кинокапустник – небольшой юмористический фильм, состоящий из нарезок и коллажей фотографий Путина и Медведева. Но самым политизированным участником «Ники» оказался Максим Галкин, отвечавший, как обычно, за номинацию на лучшую роль второго плана. «В свете недавних политических событий, – заявил юморист, – роль второго плана – это главная роль». «Выборы…Никогда у нас не было такого богатого выбора», – продолжил тему Галкин, а затем, обращаясь к Гусману, спросил: «Кстати, какой канал нас снимает?»
«Уже никакой», – мрачно отреагировал Гусман.
Впрочем, затем Галкин принялся нахваливать действующего президента, а потом и вовсе перешел на политически безобидный жанр – пародию на Ренату Литвинову.
На «Нике», как и на «Золотом орле», почтили память Александра Абдулова. Александру Гавриловичу присудили приз за выдающийся вклад в российский кинематограф. А поскольку 21 марта – день церемонии – пришлось на день рождения годовалой дочери актера, специально для нее сделали еще и маленькую «игрушечную» «Нику». Под нарезку из фильмов Абдулова прозвучала последняя записанная им песня, грустная и немного пророческая. Песня-завещание, как назвал ее Баталов. В припеве звучали слова: «Уходят любимые лица с экрана, клянемся, что нам их вовек не забыть. Но поздно, но поздно нам петь дифирамбы, не лучше ль актера при жизни любить».
Между тем другой специальный приз – за честь и достоинство – получил режиссер Георгий Данелия. Поздравлять его вышли Олег Басилашвили и датский профессор из «Осеннего марафона» Норберт Кухинке: оба говорили долго и восторженно, ну а сам Данелия заметил: «Обычно я просто говорю: «Большое спасибо». Но мне как-то сказали, что нужно обязательно добавить что-то еще, иначе люди подумают, что ты не очень доволен. Так что сегодня я подготовился и скажу: спасибо большое, я очень доволен».
«Простые вещи», как и на «Золотом орле», отметили за сценарий; кроме того, награду получили Леонид Броневой за роль второго плана и Сергей Пускепалис как «открытие года». «Груз-200» не взял ничего, но он уже победил на «Белом слоне» – премии гильдии кинокритиков, да и вообще столь скандальный фильм в шорт-листе национальной кинематографической премии – уже, можно сказать, победа. Что касается главных наград, то если «Золотой орел» по понятным причинам выбрал «12», то «Ника» по причинам не менее понятным предпочла «Монгола». Фильм Сергея Бодрова получил награду в шести номинациях – «лучший фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучшая операторская работа», «лучшая работа звукорежиссера», «лучшая работа художника», «лучшая работа художника по костюмам».
Фильму «12» все же, к слову, досталось две статуэтки: Эдуарду Артемьеву за музыку к фильму и Сергею Гармашу за мужскую роль.
«Русалка» и «Артистка» победили в номинациях на лучшие женские роли – главную и второго плана.
У каждой из трех наших главных кинопремий есть свои фавориты, правила игры и политика, а результаты далеко не беспристрастны. Итоги следует зачитывать по совокупности: дополняя друг друга, «Ника», «Белый слон» и «Золотой орел» гораздо объективнее отражают то, что принято называть кинопроцессом. |