В российский прокат вышел фильм «Мститель / The Spirit», снятый прославившимся после картин «Город грехов» и «300 спартанцев» Фрэнком Миллером. Если раньше он выступал как автор оригинальных комиксов и один из участников съемочной группы, то «Мститель» является для Миллера первым самостоятельным режиссерским проектом. Надо сразу предупредить тех зрителей, которые прежде чем идти в кино, смотрят на результаты бокс-оффиса: в данном случае оглушительный провал в американском прокате «Мстителя» ни о чем не свидетельствует. Подумаешь, его опередила комедия «Марли и мы» про собачку: все знают, что животные в кадре провоцируют на покупку билетов сильнее, чем сексуальные девушки на постерах. Кстати, в компании с получившими по полной от «Марли…» оказалось довольно много достойных картин, включая амбициозный проект Тома Круза и Брайана Сингера «Операция Валькирия» – еще один повод не обращать внимания на сборы перед походом в кино. «Мститель» - ключевой, но практически неизвестный в России комикс-герой и почти забытый у себя на североамериканской родине. Про незнание этой фигуры у нас понятно, средний российский кинозритель многого из истории мировой поп-культуры не знает. А вот почему «Мститель» до сих пор не имел своего полноценного киновоплощения, то здесь дело в излишнем культе личности главного персонажа Духа, в миру известного как когда-то погибшего детектива Дэнни Кольта, нарисованного Уиллом Эйзнером еще в 1940 году. До Миллера режиссеры и продюсеры – как они сами честно заявляют – побаивались браться за столь легендарного героя. Однако Фрэнк Миллер, автор стильных графических романов «300 спартанцев», «Возвращение Тёмного рыцаря (Бэтмен: Начало)» и «Город грехов», по которым были сняты не менее стильные кинокартины, выбрал в качестве своего полноценного режиссерского дебюта именно легендарного «Мстителя». Это легко объяснимо. Нарисовав свой комикс в 40-м году, Уилл Эйзнер первым создал стиль не просто черно-белой картинки, а изысканно черно-белой. С вкраплением красного - а именно красного галстука, кажущегося жгучим на фоне скупой основной цветовой гаммы, предмета гардероба Мстителя. Это так похоже на «Город грехов», что факт: Миллер взялся как раз за свое дело. Режиссер как дизайнер добавил от себя немало смелости киновичка: действие может развиваться где-то в углу экрана, главный герой Мститель (Гейбриел Махт) может появляться из каких-то совершенно нелогичных мест, ходить по абрису, перспектива искривляется, а цветовой фон то обогащается красками, то возвращается к монохрому. Персонажи вроде бы одеты по моде 40-50-х годов, но запросто пользуются современными средствами связями. Понятно, что для Миллера оригинальный «Мститель» - своего рода икона. Трогательность его отношения к творению Эйзнера видна в каждом квадратном миллиметре пленки. Но заявив с помощью промокампании, что в фильме акцент будет сделан не на главном герое, а на его такой важной составляющей, как чрезмерная любвеобильность, режиссер позвал в кинозалы массу эротоманов всего мира и… обманул. Нет, конечно, там есть все девушки, представленные на постерах, но так цинично показать свое чувство юмора по отношению к героиням – это даже не смелость дебютанта, а какая-то наглость. Но действительно очень смешная и забавная наглость. Главная подружка Мстителя – коварная соблазнительница Песчинка (которая на самом деле, Сэнди Сареф) в исполнении Евы Мендес, все время норовит стать к зрителю попой чуть ли не во весь экран. Его любовь, доктор Эллен (Сара Полсон), ведет себя как настоящая стервозная жена, принимаясь со вздохом опять («опять!») приводить любимого в исходное состояние после очередной переделки. Но Скарлетт Йоханссон, исполнившая роль негодяйки Силкен Флосс, в фашистской форме и очках – это вовсе из ряда вон, в зале стоит гомерический хохот. О чем фильм? В данном случае, это уже вопрос второстепенный. Если Миллер нарисовал когда-то комикс о 300 полуголых мужчинах, простоявших на защите Спарты, о которых потом сняли почти двухчасовой фильм, то и история о супергерое в красном галстуке, прыгающем с крыши на крышу, будет так же интересна. Есть, конечно, еще злодей Спрут (Сэмюэль Л. Джексон) в дурацком гриме со своей помощницей наци Силкен и помощниками-клонами, мечтающий, как всегда, о хаосе и своём мировом превосходстве. И, конечно, Мститель, вроде бы даже спящий в маске, не даст ему это сделать. Но сюжет здесь действительно не имеет никакого значения. Для рядового посетителя кинотеатра не будет рассказано даже, почему Мститель всё время выживает и откуда столько кошек. Значение в данном случае имеет то, какие кошки: чёрные, белые, черно-белые, цветные, пушистые и не очень. Почему? Миллер их знает. И Мститель в красном галстуке. |