Будем честны: все эти годы мы ждали от Шнура и «Ленинграда» чего-то совсем другого. После выхода памятных «Пиратов XXI века» с ее «www.leningrad.spb.ru» и «Никого не жалко» группа делала совершенно не то, ударившись во что-то несусветное – суды, запреты, Акиньшину и не к ночи поминаемого Стаса Барецкого. Шнур превратился в мифического персонажа, вроде бы совершенно равновеликого своему лирическому герою, а сам проект стал казаться чистым балаганом, рассказывают страшное: один из допущенных к телу поэта видел его на одном из фестивалей с бутылкой пива, на деле оказавшегося безалкогольным.
Так вот. Намеки на то, что нас ожидает новый взрыв, озвучивались еще на позапрошлогоднем «Хлебе», который был без всяких скидок настоящей панковской работой до кончиков волос на пальцах. Но мы-то любим «Ленинград» не за злость, с одной стороны, и мировую тоску, с другой. Мы любим веселиться под ска-панк и подпевать «Дню рождения» и «Дачникам», которые оставались по сей день главными хитами концертной программы «Ленинграда». И вот каким-то непостижимым образом все снова оказалось на своих местах.
«Аврора» стартует с традиционного интро, где Шнуров сразу же заявляет, что «Мы пока живы! Живее живых! Старее старых! Моложе молодых!». Скептически настроенный слушатель еще не знает, насколько эти слова соответствуют истине.
Дальше будут два мужских гимна, две песни про бухло, одна про дачу и много про баб. То есть на самом деле те, которые про мужиков и про бухло, они тоже в известном смысле про баб. К сожалению, процитировать особенно яркие афоризмы самого востребованного российского поэта мы позволить себе по цензурным соображениям не можем, но можем заверить: все они врезаются в память. Стоит только упомянуть, что героями альбома помимо «алкоголика и придурка» стали Николо Паганини и Гойко Митич, исполняется «Яблочко» революционных матросов в свежем варианте, а не прекращающаяся на протяжении сорока минут ска-панк-бомбардировка утягивает в пляс даже против всякого желания.
Вроде бы все атрибуты позднего эклектичного Шнура на месте – гедонизм, отчаянное самоцитирование и даже лирический номер с женским вокалом, похабным хип-хопом и моралью «нет секса лучше утреннего». Только вот по хронометражу ни одна песня не превышает панковского стандарта в три минуты четырнадцать секунд, да и вообще звучит это все местами как пресловутый «Never Mind The Bollocks» Sex Pistols, если бы те умели играть. Только уверенные мужчины с гитарами и трубами и солирующий Шнур выглядят чуть ли не убедительней, чем легенды панк-рока. Да и масштаб, прямо скажем, совсем другой. Шнур не зря говорит, что название вопреки понятным и очевидным отсылкам к ждущему своего часа крейсеру подразумевает ни много ни мало утреннюю зарю после апокалипсиса.
Что ж, кажется, постапокалиптический мир еще никогда не выглядел так весело.
Вообще, в дискографии «Ленинграда» этот альбом должен бы быть первым. Тогда шнуровские выходки со сниманием штанов, байки о драках в ресторанах и запреты на выступления выглядели бы еще логичнее. А сейчас, согласно статусу, революционные частушки вызовут восхищенные улыбки и только. Нынешний Шнуров – это ведь действительно такой Сид Вишес и Малкольм Макларен в одном лице: найдя концепцию, поняв, что бардак и анархия хорошо продаются, он своими силами, ни с кем не советуясь, ее воплотил. Если бы он с этого начал, то, возможно, у нас была бы своя панк-революция. А впрочем… «Демократики, морды жирные, а в сырой земле будут смирные» – и так получилось хорошо и вовремя.
Новый альбом группировки «Ленинград» «Аврора» в продаже с 20 ноября. |