Представляя картину режиссера-дебютанта Резо Гигинеишвили , продюсер Федор Бондарчук сказал три вещи. «Жару» не стоит сравнивать с «Прогулкой» и «Питером FM». «Жара» - «не гимн поколения, не первый и не второй фильм года». У «Жары», наконец, «очень скромный бюджет - 1 миллион 700 тысяч долларов». Надо ли говорить, что в результате вышло как в известной притче: если с нажимом попросят человека ни в коем случае не думать о белой обезьяне, он только о ней думать и будет. Следует признать, что «Жара» - фильм, натурально, не первый и не второй, можно согласиться насчет бюджетной скромности (хотя не очень понятно, какими параметрами она определяется и с какой денежной планки по нынешним временам начинается разнузданная бюджетная нескромность), однако сравнений с «Прогулкой» и «Питером FM» точно не избежать. Все три фильма - своего рода презентационные проекты, должные предъявить публике архитектурно-атмосферный шарм первой или второй столицы, усиленный обаянием юности. Тут, понятно, дело вкуса, однако московские шарм и обаяние представляются на фоне двух питерских проектов небесспорными. Москва, по обыкновению, бьет с мыска. Если в «Питере FM» сюжет плясал от сравнительно романтической печки в виде утерянного сотового, то стратегический расклад «Жары» суров и категоричен. У посидевших в кафе четырех школьных друзей: вернувшегося из Англии олигархического сына Кости, начинающего актера Артура, клубного певца Тимати (в исполнении клубного певца Тимати) и Леши, накануне дембельнувшегося с флота, – не оказывается для расчета русских денег. У троих денег нет в принципе, а у богатого Кости только три сотни долларов. С которыми его друзья и двинут по очереди в обменник - чтобы пообщаться с эпизодическим Тиграном Кеосаяном в виде хозяина точки, узнать, что вместо обменника теперь цветочный магазин и сыскать себе приключений. Тимати, которого и товарищи-то попрекают тем, что он «говорит, как негр», наткнется в переходе на скинхэдов, Артур удачно познакомится с Федором Бондарчуком, а Леша встретится на перекрестке с девушкой и влюбится. Не заметить девушку трудно - в умении себя подать неявная питерская красавица не годится ей даже и в домработницы. Симпатичную героиню артистки Агнии Дитковските дважды, крепя сексуальность образа, обливают водою: первый раз из ведра с балкона, в ответственный момент первой встречи с дембелем Лешей, а второй - дождем, в не менее значимой сцене поцелуя на мосту на фоне Красной Площади. Кроме того, она танцует на сцене ночного клуба, но в тонкой лиричной душе своей любит балет. «В детстве я смотрела на желтую луну и молилась, чтобы стать настоящей балериной, - говорит матросу девушка и поводит рукой вокруг - Посмотри вокруг. Правда, красиво?» А со своим бездуховным парнем она рассталась, потому что он балет не понимал, а ценил только клубы. Московские чувства сильны и прямолинейны, столичные скинхэды и милиционеры пусть не гламурны, но, как выясняется, милы, здесь рубят, так с плеча, каждой репликой попадают не туманно, как в «Питере FM», в бровь, но уверенно в глаз. Финальный (он же контрольный) поцелуй, которого зрительницы не дождались от мелодрамы про Петербург, сопровождается внятной рэповой читкой: «В городе пахнет только тобою, низ живота наполняется любовью». В той или иной степени приближенные к кинематографическим кругам люди немедленно узнают набережную, где звучит монолог про луну - тут примерно в то же время, что показано в экране, происходили фуршеты ММКФ. В фильме вообще очень много цеховых подмигиваний в адрес «9 роты», из которой в «Жару» переместилась львиная часть съемочного, артистического и продюсерского состава. То Пореченков пробежит по коридору «Мосфильма», то Артуру Смольянинову прицепят душманскую бороду. То за дверью крикнут вдруг: «Константин Львович приехал!» Элементы капустника в кино бывает что и приходятся ко столу, почему нет, однако в сочетании с плохо прописанным сценарием (день, по ходу которого происходит история, имеет удобное свойство то сужаться, то неимоверно растягиваться) и надуманными диалогами оборачиваются необязательным детским садом, хоть и с позитивными процессами в низу живота. Но этого, как сурово учит реальность, не всегда достаточно и для качественного кино, и для жизненной состоятельности. |