«Забавней смотреть в окошко стиральной машины, как полощется белье» – таков общий тон комментариев американских обозревателей к прошедшей 79-й церемонии вручения премии «Оскар». Шоу-бизнес продолжает пожинать плоды скандала со стриптизом Джанет Джексон и хамских выходок Майкла Мура – осторожность, запугивание участников и ведущих, задержка эфира. На этом фоне купирование маленькой речи Петра Мамонова в телетрансляции нашего «Золотого орла» выглядит вполне безвредно – во всяком случае, эта речь была произнесена. Общую благостность происходящего должна была оживлять ведущая Эллен Дедженерс – хозяйка крайне популярного шоу, стэнд-ап-комик и открытая лесбиянка. Ее трехлетней роман с актрисой Энн Хетч, а также крайне громкое расставание двух блондинок наделали в свое время много шуму. Хетч сейчас разводится с мужем, Дедженерс ведет «Оскар» – жизнь продолжается и в смысле того, что Эллен стала первым представителем секс-меньшинств, раздававшим знаменитые статуэтки. Ну, во всяком случае, открытым.
Эллен Дедженерс была очаровательна, уместна и скучна – или лучше сказать уместно-скучна? Подсунула сценарий Мартину Скорсезе, попросила Спилберга сфотографировать ее на память с Клинтом Иствудом, пылесосила пол в зале, выбегала с детским кенгурятником, демонстрируя, как удобно засунуть туда «Оскар», чтобы руки были свободны для рукопожатий и тарелок праздничного фуршета. Появление звезд так же прошло скромно - никакого платья в виде лебедя и прочих конфузов. В этой ситуации самым живописным была могучая лысина побрившегося наголо Джека Николсона и неудачное явление в виде брюнетки Камерон Диас. В смысле сценографии, правда, прошедшая церемония была вполне живописной, приближаясь уже к бродвейском шоу. И то сказать – не догнали, так хоть согрелись… Начиная с фигуры ведущего нынешняя церемония стала политическим триумфом либералов в предвыборной Америке – весь вечер с экранов не пропадал Ал Гор, принявший участие в создании документального фильма «Неприятная правда» про глобальное потепление. Гор шутил, намекал на намерение выдвинуться на пост президента, обещал бороться за правое дело, и не зря – «Правда» получила свою статуэтку как лучший документальный фильм. В рамках экологической моды победил и мультфильм «Делай ноги» – спаси дерево, убей бобра капиталистической алчности, все такое.
Это неожиданностью не стало. Зато вручение приза за лучшую ленту на неанглийском языке озадачило – начало вечера прошло под знаком «Лабиринта фавна», получившего несколько второстепенных призов. Выходившие на сцену победители чуть не со слезами благодарили режиссера Гильермо дель Торо – тучного, бородатого, неулыбчивого и какого-то непонятным образом действительно очень трогательного. Награда, однако, ушла немецкой ленте «Жизнь других» про агента Штази, попавшего под обаяние диссидентов. Крайне украсил вечер эпизод «Лучшая актриса второго плана». Во-первых, все номинантки – Кейт Бланшетт из «Заметок о скандале», Адриана Барраза и Ринко Кикучи из «Вавилона», чудесная девочка Эбигайл Бреслин из «Маленькой мисс Счастье» и Дженнифер Хадсон из «Девушек мечты» – заслуживали приза. Во-вторых, появление победившей Хадсон на сцене оказалось феерическим: пышная негритянка из American Idol (аналог «Фабрики звезд») поблагодарила свою бабушку и Господа так экспрессивно, что прочие победители после нее выглядели какими-то полузадушенными.
Что, разумеется, не касается Хелен Миррен. Все-таки она получила награду как лучшая актриса первого плана за роль британской правительницы в ленте Фрирза «Королева» – крайне достойной картине о смерти Леди Ди, власти, достоинстве и прочих занимательных вещах.
Не благодарить же ей бабушку – конечно, она поблагодарила королеву Елизавету.
Приз за лучшую мужскую роль также не вызвал вопросов – Форест Уитакер, сыгравший диктатора Уганды Или Амина. Единственное, что вызывает сожаление, так это что Питер О`Тулл, сыгравший в ленте «Венера» и имеющий уже восемь номинаций, опять остался без актерской награды. Впрочем, у него есть приз за заслуги. И, наконец, – па-ба-ба-баам! – под стоячие овации зала Мартин Скорсезе, семикратный номинант, наконец получил своего первого в жизни «Оскара» как лучший режиссер за «Отступников». А затем его продюсер получил свою статуэтку, и «Отступники» стали лучшим фильмом. Сюрприз этот был почти ожидаемым, хотя в этом году многие ставили на «Вавилон» – кино актуальное, и мексиканцев надо подбодрить после начала масштабной травли иммигрантов. Но то ли агрессивное честолюбие подвело режиссера Иньярриту, то ли накал возмущения игнорированием Скорсезе достиг опасного градуса и академиков загрызла совесть, но вышло как вышло. Ошеломленный режиссер произнес темпераментную речь, вспотевший продюсер утер пот, и все закончилось
Кстати, представляли Скорсезе Джорд Лукас, Стивен Спилберг и Френсис Форд Коппола. Спилберг застенчиво сказал: «А у меня нет «Оскара», и вообще, лучше его вручать, чем получать». «Это не так!» – хором сказали двое остальных.
Наверное, стоит с ними согласиться. Хотя награда за самый компромиссный фильм создателя «Злых улиц», «Таксиста», «Славных парней» – это такой внятный урок Голливуду: играй по правилам, и все будет хорошо. Окруженные стеной молчания и не получившие ни единого приза «Апокалипсис» и «Борат» – дополнительное тому подтверждение. |