Интрига вечера была убита примерно через десять минут после начала церемонии, когда на сцену для вручения одного из второстепенных призов вышла Нансунь Ши, гонконгский продюсер и член жюри нынешнего Берлинале. Многозначительно улыбнувшись, она поздравила всех с наступившим по китайскому календарю Новым годом и заявила, что заступающая на дежурство Свинья непременно должна принести кино из КНР славу и богатство. Намек более чем прозрачный. Поскольку китайских фильмов в конкурсе было всего два, оставалось только выбрать наиболее вероятного кандидата. Больше шансов на получение «Золотого медведя» было у «Замужества Туйи» Ван Цюаньаня, и именно этому фильму в итоге достался главный приз. Берлинский фестиваль вообще любит истории о сильных женщинах, но в этом году их было особенно много. В роли борца за права мексиканских фабричных девушек отметилась даже Дженнифер Лопес, не говоря уже об Анджелине Джоли, которая в «Ложном искушении» и вовсе сыграла жену, которую не хочет муж. Из всех представленных историй жюри выбрало самую скромную и в то же время самую экзотическую: главная героиня Туйя живет в монгольских степях, ездит на верблюде, пасет овец, тащит на себе все домашнее хозяйство и заботится о покалеченном муже. Когда встает вопрос о новом браке, она выдвигает всего одно условие: предыдущий муж остается в новой семье. В фильме нет ни надрыва, ни публичных истерик, ни сентиментальных глупостей, все очень сдержанно и по делу. От лица красавицы актрисы Ю Нань невозможно оторвать глаз. Конечно, были в конкурсе картины и более совершенные с точки зрения режиссуры, но до настоящей драмы большинству из них было далеко.
В распределении оставшихся призов проявилась очень четкая позиция членов жюри во главе с режиссером и сценаристом Полом Шредером. Щелкнув по носу Европу и США, фильмы которых выйдут в прокат и без фестивальных побед, жюри решило поддержать кино Латинской Америки и Ближнего Востока. Гран-при 57-го Берлинале получила минималистская аргентинская картина «Другой» Ариэля Роттера. Главный герой, неожиданно узнавший, что его жена беременна, отправляется в путешествие, во время которого он постоянно представляется разными именами и меняет профессии. Сюжет почти не двигается, диалогов мало. Аргентинцу Хулио Чавесу за эту роль вручили «Серебряного медведя» как лучшему актеру. В прошлом году Чавес приезжал в Берлин с похожим на «Другого» фильмом «Телохранитель», целиком состоявшим из немых сцен ожидания в длинных коридорах. В итоге телохранитель, которого такая работа в буквальном смысле сводила с ума, своего начальника убивал. В этом году Чавес еще больше усовершенствовал свое умение выразительно молчать: в «Другом» его герой только спит, ест и изредка смотрит на животы незнакомых женщин. Приз за лучшую женскую роль – видимо, все-таки в качестве реверанса организаторам фестиваля – отдали немке Нине Хосс за роль в фильме Кристиана Пецольда «Йелла». Картина чем-то напоминает нашего «Живого»: речь в ней идет о путешествии девушки-бухгалтера, до этого утонувшей в машине вместе с бывшим мужем, в новый город за новой работой и любовью. Это холодное и отчужденное кино, в котором Хосс, как и Чавесу в «Другом», приходится постоянно молчать и бросать на окружающие ее предметы выразительные взгляды. И для самой актрисы, и для наблюдавших за церемонией журналистов эта награда стала полной неожиданностью. «Я была уверена, что ее получит Марианна Фэйтфулл за »Ирину Пальм«, – смущенно улыбаясь, сказала Хосс. В этом были уверены почти все. »Серебряного медведя« за лучшую режиссуру вручили израильтянину Йозефу Седару за фильм »Бофор«. Таким образом члены жюри все же отдали дань политической актуальности, без которой Берлинале существовать не может. »Бофор« – это такая »9 рота« о выводе израильских войск из Ливана. Главные герои сидят в заброшенной крепости и ждут, пока их оттуда заберут. Все по-честному: режиссер, ветеран предыдущих израильских военных кампаний, прекрасно знает, о чем говорит.
Приз основателя Берлинского фестиваля Альфреда Бауэра за самую новаторскую режиссерскую работу достался новому фильму корейца Чхан Ук Пака »Я киборг, но это нормально« – романтической сказке о любви в сумасшедшем доме.
Многочисленные ретромелодрамы, голливудский мейнстрим и скучную фестивальную шелуху жюри проигнорировало. Только актерскому ансамблю из »Ложного искушения« де Ниро перепал приз »за выдающиеся достижения«, но и его надо делить на всех. В Берлине в этом году, похоже, работали по принципу »меньше слов, больше дела», поэтому сдержанные азиаты победили европейских невротиков. Восстановить равновесие будет сложно. |