В конкурсе будут участвовать фильм Александра Сокурова «Александра» и лента Андрея Звягинцева «Изгнание». Сразу два российских фильма в конкурсной программе Каннского кинофестиваля – событие, надо заметить, исключительное, заслуживающее всплеска патриотизма и радости за отечественный кинематограф. Так оно и было в 2003-м, когда картина того же Звягинцева «Возвращение» участвовала в конкурсе в Венеции и получила сразу двух «Золотых львов», – волнение прессы, торжественная встреча на родине, непременные слова о возрождении российского кино и все прочее. Однако уже то, что «Остров» Павла Лунгина был показан на закрытии прошлогодней Венеции, – честь огромная – вызвало лишь «чувство глубокого удовлетворения», несравнимое с интересом к самой картине.
Сегодня участие российских фильмов в самом престижном международном фестивале, что совсем недавно воспринималось как национальный триумф, вызывает довольно спокойную реакцию. Трудно сказать почему. Как будто что-то изменилось в воздухе. Возможно, объем российской кинопродукции так вырос, что уже не нужно никому доказывать, что российское кино существует. Может быть, явно политизированные решения жюри крупных фестивалей окончательно подорвали доверие к значительности их призов.
Как бы там ни было, но конкурс этого года выглядит крайне многообещающе.
Некоторые из участников уже успели и возглавить каннское жюри, и получить каннские награды. В первую очередь это касается Квентина Тарантино, который везет свой самый дикий фильм – «Доказательство смерти». Собственно говоря, это половина фильма. Проект «Грайндхаус» Тарантино и Родригеса – это два полнометражных фильма, сцепленных вместе. В американском прокате он так и идет одним показом, но отборщики решили: Родригесу в Канн рановато.
Кустурица, также бывший председателем жюри и являющийся обладателем аж четырех каннских наград, представит свой новый фильм «Завет». Дэвид Финчер везет свой «Зодиак» про знаменитого серийного убийцу, Ким Ки Дук привезет «Вздох» – как лаконично сказано в синопсисе, «история заключенного, влюбленного в женщину, которая декорирует его камеру». Декорирует камеру? Впрочем, в Корее все бывает. Даже братья Коэн, которым наконец надоело снимать комедии, проникли в конкурс с лентой «Старикам здесь не место», отправной точкой которого являются труп, тайник с героином и два миллиона долларов.
Будут и Джулиан Шнабель, и Фатих Акин, и Гас Ван Сент с очередной мрачной лентой под названием «Параноид парк». Откроет же все это великолепие Вонг Кар Вай с картиной «Мои черничные ночи» – первым западным проектом гонконгского классика с участием Джуда Лоу, Тима Рота, Натали Портман, Эдда Харриса и Норой Джонс в главной роли. Это, конечно, бомба. И хотя Кар Вай уже как-то истрепал нервы организаторам фестиваля, лишь в последний момент успев привезти полусмонтированную ленту «2046», понятно, что это тот случай, когда семеро одного ждут.
Внеконкурсная программа также обещает и манит. Майкл Мур привезет Sicko – очередное разоблачение, на этот раз фармакологических компаний. Последние годы их сотрудникам грозило увольнение за одно общение с Муром – соответствующее распоряжение вынесло руководство нескольких гигантов индустрии. Не помогло. Мур сделал свой фильм.
Стивен Содерберг покажет «Тринадцать друзей Оушена», будут и новый Винтерботтом, и безумец Оливер Асийяс и другой безумец – Абель Феррара. Все за то, что юбилейный 60-й кинофестиваль в Канне окажется интересным. |