Свежеизбранный конгрессмен, обладатель суетливых глазок, хлопотливой физиономии и удивительных девайсов для выдергивания волос из носа Эван (Стив Карелл) обещал в своей предвыборной кампании изменить мир. Начал он с того, что купил себе «Хаммер» – исчадье ада в либерально-экологическом понимании добра и зла – и новый дом в самом престижном месте. Справив новоселье с женой и тремя сыновьями, Эван получил подарок – набор столярных инструментов и штабель досок. Вскоре проявился и даритель, которым оказался Бог, – приятный пожилой афроамериканец в белоснежных дизайнерских шмотках (Морган Фримен). Бог принялся убеждать Эвана построить ковчег, предмет весьма полезный, поскольку вскоре грядет потоп. Эван отбивается, как может, и пытается заняться работой – помочь зловещему коллеге-сенатору протолкнуть законопроект, который позволит извести заповедники под постройки прибыльных объектов.
Но не тут-то было.
Вокруг Эвана собираются волки, овцы, львы, обезьяны и вообще всякой твари по паре и буквально не дают ему жить. Кроме того, у него начинает зверски расти борода, а деловой костюм упрямо превращается в рваную хламиду. Пришлось строить.
Вообще, от этой истории как-то интуитивно ждали многого. Предыдущий фильм того же режиссера Тома Шедьяка «Брюс Всемогущий» с Джимом Керри был не так уж плох. Кроме того, обезьянки, еноты, собачки, сами понимаете… Когда бабуин подносит усталому строителю кружку с лимонадом, элегантный жираф тянет шею, изображая башенный кран, а слонятки таскают бревна в очеловечивающем трудовом порыве – это, как сказал бы Бивис, типа трогательно.
Звери, правда, – не лучшее в фильме. Сцена, в которой грандиозный ковчег таранит здание конгресса США, заслуживает большего, чем стать просто гэгом. Какие эзотерические ассоциации из нее может выжать вдумчивый и образованный зритель! Пал Вавилон…
Правда, «Эван Всемогущий» к этому совершенно не располагает. Отчасти из некой общей своей нелепости – сценарист, как обычно, решил подумать о детях и внуках и, удовлетворившись находкой «парню является бог и велит построить ковчег», приберег креатив для дальнейшей карьеры. Некий агитаторский тон, весьма грубо доказывающий ценность экологического мышления, тоже симпатии не вызывает – кому приятно, когда хватают за пуговицу и начинают убеждать в очевидном.
Однако гибкая физиономия Джима Керри или оскал Адама Сандлера вполне могли бы вытянуть этот ковчег с творческой отмели. Стив же Карелл изображает какой-то устрашающий театр кабуки – гротескно разевает рот, взмахивает руками, падает, вскакивает, вопит.
Заметьте, никто здесь не говорит о Станиславском, просто творческий метод артиста крайне похож на сурдоперевод.
Вероятно, Карелла упрекнуть не в чем. Даже великий Джон Гудман, сыгравший коварного сенатора, и тот выглядит довольно глупо. Карелл же, один из самых популярных американских комиков, вполне успешно выступивший в «40-летнем девственнике» и замечательно в «Маленькой мисс Саншайн», просто попал в капкан под названием «летняя комедия». А это очень специальная штука. Если прав Юрий Шевчук, спевший недавно «Господь нас уважает», то существование этого жанра совершенно необъяснимо.
Единственный, кому безразличны жалкие мирские коллизии, – это Морган Фримен. Харизма этого человека столь ослепительна, что никакой голливудский помет не прилипает. В резюме у него уже дважды написано: «Бог». Даже спорить не хочется. |