Вот вам сказка про мальчика и волка. Как и полагается по законам жанра, они подружились. Правда, человек нашел не самый обычный путь к сердцу зверя – скормил ему кроличью голову. За это волк покатал его на своей спине. А вот другой сюжет: монохромные психиатр и сумасшедший спорят об истине. А вот еще: неожиданно черно-белые куклы из всем известного «Мапет-шоу» находят своего создателя Джима Хенсона мертвым и безуспешно пытаются его оживить. После очередной перебивки Каштанка идет и собирает мелочь по вагону метро. Продолжать можно если не до бесконечности, то, как минимум, очень долго – даже краткий обзор всех картин, которые будут представлены на открывающемся 1 ноября «Большом фестивале мультфильмов», займет километры бумаги. И это при том, что средняя продолжительность представленных на фестивале произведений редко превышает десятиминутный хронометраж.
Организаторы нынешнего праздника анимации совершенно очевидно хотели объять весь поистине необъятный мир нарисованного кино. Шаг совершенно логичный, если вспомнить, сколько кинофестивалей самых разных уровней и направленностей прошли даже за два первых осенних месяца. Но если мультфильмы и попадали в их программу, то это были, скорее, в известном смысле проблемные картины, вроде нашумевшего «Персеполиса», и смотрелись явным исключением из общего правила, а то и вовсе приберегались про запас. Большую долю мультипликация составляла только на ежегодных показах короткометражек, вроде Future Shorts, которые за последние несколько лет сформировали вокруг себя постоянную аудиторию, способную заполнить средней величины площадки, вроде кинотеатра 35 мм или клуба «Икра».
Однако будем честны, фестивальные мультфильмы предназначены прежде всего для взрослой аудитории, а детям приходится довольствоваться выходящими раз в квартал очередными сериями «Ледникового периода» или каким-нибудь «Рататуем», ведь даже великолепный «Шрек» уже предполагает в качестве зрителя несколько повзрослевших подростков. Нынешний фестиваль очевидным образом восполняет этот пробел – циклов фильмов, включенных в детскую программу, насчитывается целых десять штук. Каждый из них по-своему интересен, но не несет в себе какой-то явной набившей оскомину концепции. Единственный сближающий момент – в каждый включен такой неотъемлемый элемент детства, как колыбельная.
Колыбельных великое множество – кажется, неохваченными остались только австралийские аборигены – остальные большие и малые народы от греков до испанских цыган представили свое видение этого древнейшего жанра. В остальном, выделить какую-то одну тему невозможно. Здесь и стилизованные под триллер школьные страхи в «Учителе-убийце», и Иван Андреевич Крылов, выслушивающий директивы девочки из начала XX века по исправлению своих басен, и даже загадочный римейк «Царевны-лягушки» под леденящим кровь названием «Жил министр обороны»
Несмотря на то, что ставку сделали на детскую аудиторию, взрослым тоже не придется скучать. В программу «Победители» будут включены как раз те мультфильмы, к которым привыкли любители арт-хауса. К примеру, именно там покажут похоронное «Мапет-шоу» под названием «Овертайм», жутковатую «Улыбку» про разнообразные мороки и фантазмы, и «Бессонницу», которую необходимо напоить молоком.
Для любителей истории в программу фестиваля включены несколько документальных фильмов. Кроме того, мастер-классы для всех желающих даст, например, автор незабвенной «Чучи» Гарри Бардин. В рамках фестиваля также пройдет ретроспектива фильмов умерших в этом году мультипликаторов, в том числе и Александра Татарского. |