«Аве, Цезарь!» – кричит народ. «Аве мне», – одобрительно отвечает Ален Делон, играющий Цезаря в третьей части эпопеи про похождения двух галльских молодцев – Астерикса и Обеликса. Истории этой франшизы уже более полувека – серия популярных французских комиксов, придуманная Госсини и Удерзо, выходит с 1961 года, а после смерти Госсини в 1977 Удерзо продолжил дело в одиночку, и помимо трех фильмов, под сенью удачного бренда уже греются восемь полнометражных мультфильмов и видеоигры.
Первый фильм – «Астерикс и Обеликс против Цезаря» – вышел девять лет назад и снимал его известный комедиограф Клод Зиди; вторую часть – «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» – доверили Алену Шаба; над третьей частью для начала разругались. Режиссером должен был стать давний приятель Астерикса Кристиана Клавье – Жерар Жуньо, но вместо него режиссером выбрали актера и продюсера Томаса Лангмана, после чего Клавье обиделся и покинул проект.
Если бы под вопросом оказалось участие Депардье, с первой части игравшего толстяка-Обеликса, то продюсеры, верно, согласились бы на что угодно – даже если бы Депардье решил снимать фильм самостоятельно.
Но Клавье – не Депардье, а всего лишь гениальный комик старой школы, поэтому его без особых зазрений совести заменили на Клови Корнияка – довольно известного во Франции актера, обладателя премии «Сезар» за фильм «Ложь, измена и тому подобное».
Томас Лангман пригласил в сорежисссеры Фредерика Форестье, где-то накопали бюджета 78 миллионов евро (после чего фильм превратился в самый дорогой европейский кинопроект), и к играм в Пекине поспел «Астерикс на Олимпийских играх», премьера которого состоялась, конечно, в Афинах. Скандалы, правда, уходом Клавье не ограничились – в одном из интервью Жерар Депардье умудрился сболтнуть лишнего про французский канал TF1 и транслирующееся по нему шоу наподобие нашей «Фабрики Звезд». «Однотипные песенки и никакой изобретательности. Это мерзость, а не творчество», – сказал Депардье. Любой, кто видел «Фабрику звезд», с удовольствием подписался бы под каждым словом актера, но во Франции люди живут темпераментные, поэтому руководство канала тоже обиделось и аннулировало из эфира промо-ролик фильма с участием Депардье.
Впрочем, на популярность фильма это никак не повлияло.
Галл Полюбвикс влюблен в прекрасную принцессу Ирину, но на нее претендует сын Цезаря Брут. Ирина же, смекнув, что избавиться от Брута будет непросто, заявляет, что выйдет замуж за того, кто выиграет Олимпийские игры. «Это сказала моя дочь, а значит… такова воля богов», – резюмирует ее отец, мало симпатизирующий завоевателю-Бруту. К несчастью, Полюбвикс силен только в стихах, а многоборья – не его профиль, но тут появляются Астерикс с Обеликсом, которые предлагают выиграть игры при помощи галльского зелья, превращающего любого слабака в силача. Убойная команда отправляется на спортивные состязания, не подозревая о том, что Брут уже прослышал о волшебном напитке.
Допинговый контроль, заезды на колесницах, в которых участвуют Михаэль Шумахер и глава команды Ferrari Жан Тодд, изобретение нового вида спорта – «ногобола», не без помощи Зидана, настойчивые попытки Брута убить Цезаря, уморительно-самовлюбленный Цезарь в исполнении Делона – все это закручивается в один искрометный клубок, на выходе выдавая отличный образец живой отвязной, но не пошлой добрейшей французской комедии для всех возрастов.
Локализация французского юмора прошла успешно, а порою достигает воистину абсурдистских высот – когда Брут в качестве стихов зачитывает Ирине песню «Агаты Кристи» «Я на тебе, как на войне» – тушите свет, равнодушным не останется никто. И пусть сменился режиссер, а фанаты Клавье упорно твердят о том, что Корнияк не подходит на роль Астерикса, от перемены мест слагаемых фильм хуже не становится. То ли в силу вступает обаяние комикса, то ли французское чувство юмора и заложенное где-то на генном уровне умение французов снимать комедии. Ни разу при этом не «насрав в кинотеатр». |