Однажды, в теплый и ясный день, когда ничто не предвещало беды, режиссер Маной Найт Шьямалан решил уничтожить человечество. Причем сделать это не псевдоподобиями слизистых чудовищ с Сатурна и не трясущимися руками протухших зомби, алчущих свеженького мозга на обед. Нет, Шьямалан обратился к самой природе, которую род людской всячески обижает уже на протяжении многих веков и которой это надоело. Она восстает против назойливых людишек, начав, правда, почему-то с пчел: они пропали первыми. Почему именно пчелы – непонятно, как, в принципе, непонятны и остальные механизмы влияния на человечество, которое начинает самоуничтожаться с потрясающей скоростью и изобретательностью. Но Шьямалан редко что-либо объясняет зрителю, не стало исключением и «Явление».
Почему-то принято считать, что режиссер (он же сценарист) придумал оригинальный ход.
На самом деле идея о том, что природа уничтожит гомо сапиенс, как надоевший вид, далеко не нова. Вспомнить хотя бы романы Артура Конан-Дойля типа «Когда Земля вскрикнула» или более поздние творения – тот же «День триффидов» Уиндема. Ну да ладно, коли решили, что Шьямалан изобрел нечто необыкновенное, пусть его. Главное, в конце концов, не в идее, а в ее воплощении. Тем более создателю фильма давно пора реабилитироваться перед зрителями, которых он в последнее время, мягко говоря, не радовал.
После прославленного «Шестого чувства» Шьямалан снял несколько картин. «Неуязвимый» был настолько же невнятен, насколько неуязвим. «Знаки» вышли значительно смешнее и глупее, нежели воспоследовавшая пародия на них «Очень страшное кино-3». «Таинственный лес» не спасало наличие целого ряда прекрасных актерских работ, потому что загадка картины просчитывалась на раз с первых минут. А «Девушка из воды» настолько разочаровала зрителей и кинокритиков, что на Шьямалане практически был поставлен прежирный крест.
Но не тут-то было: «Явлением» Шьямалан доказывает, что есть еще и порох, и ягоды в нужных местах. Добротный сценарий (написанный, кстати, специально под Марка Уолберга, исполняющего роль главного героя), отличные съемки Тэка Фудзимото, ветерана, начинавшего еще фотографом на площадке у Лукаса в «Звездных войнах», холодно-отстраненная музыка Джеймса Ньютона Ховарда, штатного композитора Шьямалана… Все эти составляющие при, в общем-то, довольно банальном сюжете складываются в сильный фильм, который, в отличие от «Знаков», явно захочется пересмотреть еще раз.
Как уже сказано выше, никаких особенных сюжетных коллизий в «Явлении» нет.
Семья – простой школьный учитель, простая врачиха и простая девочка-дочка – спасается от охватившего мир безумия в сельской местности. Там, среди пасторальных лугов, полей, коровок и козочек, они планируют пережить страшные времена, но, как нетрудно догадаться, не особенно в этом преуспевают. Ничего необычного, правда? Но, что называется, цепляет. В этом в первую очередь несомненная заслуга Марка Уолберга. После блестящей игры в «Отступниках» ему в очередной раз наделали реверансов и надавали авансов, но в «Снайпере» и «Хозяевах ночи» Уолберг не оправдал доверия. И вот встрепенулся, с поразительной силой сыграв преподавателя Элиота Мура, человека унылого, серого и в высшей степени неинтересного, хотя и умненького. Кстати, приятно видеть, что семью от всемирного бедствия на сей раз спасает не какой-нибудь суперкрановщик Том Круз, а вполне обычный дядька. Остальные актеры тоже ни разу не бэтмены: супругу Мура играет симпатичная Зои Дешанель («Мост в Терабитию»), дочку – одна из «детских надежд» Голливуда Эшли Санчес.
Несмотря на кажущуюся обыденность, картина заработала аж рейтинг R за все показанные насилия и ужасы.
Кажется, Шьямалан до сих пор не нарывался на такие ограничения, но чего вы хотели – сами увидите, как граждане сыплются с крыш, как яблоки по осени, или как комбайн со вкусом перемалывает кинувшегося под него человека. Недаром сам Шьямалан заметил: «Пожалуй, я никогда так не развлекался, снимая кино».
Итак, чего ждать от картины – уже ясно. Осталось поговорить о том, чего не ждать.
Не ждать расписанных прессой отсылок к саспенсовым фильмам шестидесятых типа «Птиц» Хичкока. Почему-то очень многие писали (с подачи хитрого режиссера), что де Шьямалан восстанавливает в «Явлении» их атмосферу и т. п. Нет там ничего такого. Да оно и не нужно.
Не следует ждать и фирменного шьямалановского финала, который стал неотъемлемой частью его картин еще со времен «Шестого чувства». Точнее, финал-то есть. И даже фирменный. И даже в чем-то действительно неожиданный. Потому раскрывать его здесь мы не будем (вполне возможно, что кого-то он и в самом деле впечатлит донельзя)…
И напоследок полезный совет от Шьямалана: кушайте больше зелени. Посмотрите «Явление» – поймете, зачем. |