12-летний Оскар живет в маленьком городке рядом со Стокгольмом. В школе его бьют после урока и почему-то называют Оскар-хрюшка (что никак не связывается с субтильностью мальчика), дома он представляет себе, как будет убивать своих обидчиков и машет ножом. С матерью он существует в параллельных реальностях, отец живет отдельно – сыну он, конечно, всегда рад, но наставник из него явно не лучший – в общем, жизнь мальчика далеко не сахар. Ему одиночеству приходит конец, когда в соседнюю квартиру вселяется странный пожилой мужчина и не менее странная девочка, которая, как скоро выясняется, самый настоящий вампир. Несмотря на то, что прокатом «Впусти меня» в России занимается компания «Кино без границ», обольщаться не стоит – вампиров, как и прочих неприятностей, здесь будет много. На первый взгляд картина о взрослении очень скоро превращается скорее в воплотившуюся детскую мечту. Мальчик-молчун в одночасье получает и подружку, и силу, и свой собственный весомый голос. Проблем, исчезающих самим собой, так же как и вампиров не существует – и это становится ясно. Во «Впусти меня» все, в определенном смысле, довольны; мальчик, решившийся и принявший насилие как защиту, в реальности же ждал просто подходящего момента – для него это страсть и нужно только вовремя начать. Девочка искала простого человека, хотела стать человеком и несколько трупов (в том числе и ее духовного отца) – это, как говорится, издержки производства. Не всегда понятно, почему у этих двух, идущих к светлому будущему людей, временами такие кислые и напряженные лица.
Весь романтический дух «Впусти меня» время от времени повергает, то в тоску, то в совершенное непонимание того, что происходит на экране. Если классический романтический фильм «Интервью с вампиром» был пускай и не самым захватывающим и интересным, то все же выглядела та размеренность и вполне оправданно. Фильм, во-первых, охватывал не одно столетие, во-вторых, в его витиевато-барочных поворотах и схемах виднелся определенный стиль, пускай близкий далеко не всем, но все же имеющий право на существование. В шведской же картине этого стиля как раз и не хватает. Снятый долгими планами-ощущениями (холодные дороги, пугающе тихие улицы) он похож скорее на молодежно-готский манифест о том, как здорово быть непохожим на всех и при этом находить себя самого в боли и насилии. Белокурый женоподобный мальчик придется по вкусу четырнадцатилетним девочкам – они будут писать о фильме в блогах, выкладывать его фотографии – все это, безусловно, будет, но если сравнить «Впусти меня» - картина окажется не развитием темы Моррисси (как то казалось из названия), а скорее продолжением песен группы типа My Chemical Romance.
На самом же деле «Впусти меня» смотреть так же скучно, как и слушать пересказы чужих снов – слишком слащаво хороши эти сны и далеки от реальности, да и плюс ко всему, они чужие. Кажется, сопереживать героям «Впусти меня» могут только сверхчувствительные люди, воспринимающие чужие патологии, как свои. И дело не в том, что каждый герой, появляющийся в кадре ненормальный (а это, кстати, так), дело в том, что слишком уж инфантильно и субъективно понимание счастья и решение проблем. Появилась проблема – сверни очередному человеку шею, это уж извините, только присниться может. |