Что будет на «Кинотавре», было известно заранее. Открытие фестиваля обозначило то, чего не будет. К громадному разочарованию прессы, организаторы фестиваля определили протокол, согласно которому должна происходить любая съемка. Фото- и видеокамеры должны зажмуриться на пляже, в барах и на дискотеках, главным образом съемка может происходить на пресс-конференциях. В теплой, так сказать, и дружественной обстановке. То ли последний скандал со схваткой фотографа-папарацци и Александра Абдулова при поддержке Леонида Ярмольника произвел впечатление на организаторов фестиваля, то ли просто решили, что ни к чему это, но легальных живописных кадров прожигания жизни, которыми славился рудинштейновский фестиваль, больше не будет.
В случае нарушения журналист теряет аккредитацию и отправляется домой.
Это, конечно, грубо – фестиваль не частная вечеринка со звездами. Однако решение встраивается в логику обновленного командой Толстунова – Роднянского «Кинотавра»: главное – это фильмы и профессиональный престиж. Ограничивая число гостей, светских событий и скандальных заголовков, организаторы наводят фокус на программу, которая вполне этого заслуживает.
Правда, открылся «Кинотавр» все-таки фильмом под названием «Глянец» – новой картиной Андрея Кончаловского по сценарию Авдотьи Смирновой, посвященной гламурной жизни. История – хождение по мукам столичного глянца кемеровской швеи, мечтающей стать моделью. Разумеется, один из эпизодов снимался на специальной презентации, куда были приглашены две сотни VIP-гостей, запечатленных суровой камерой классика. В главной роли Юлия Высоцкая.
Зато дальнейшее будет от глянца весьма далеко. «Кинотавр» довольно быстро нащупал свою интонацию, сумев найти баланс между респектабельностью и радикальностью, и определенно претендует на открытие новых имен и определение, так сказать, тенденций. Конкурс этого года стал успешным доказательством этих намерений. Между открывающим «Глянцем» Кончаловского и посвященной Чечне «Александре» Сокурова, которая завершит фестиваль, уместились самые значительные и неожиданные картины года. Например, «День рождения инфанты» Валерии Гай-Германики. Девушка уже прозвучала документальными «Девочками» и «Мальчиками» и набирает известности с невероятной скоростью, и «Кинотавр», очевидно, намерен стать тем, кто официально выпишет ей удостоверение надежды российского кинематографа. Германика участвует аж в трех программах фестиваля. Сама же «Инфанта» имеет все шансы не остаться незамеченной: темой полудокументального фильма является садо-мазо-сообщество.
Также примечательно, что «Кинотавр» не устрашился взять в конкурс «Груз-200» Алексея Балабанова и «Кремень» Алексея Мизгирева. Про первый писали уже достаточно, «Кремень» же – «жесть» как она есть, Москва как она есть, кровь как она есть, история парня, пошедшего в милицию и то, как ему там работалось. Все то, о чем все знают, чему были свидетелями или, к сожалению, жертвами, рассказано и показано совершенно откровенно. Такое кино – несвоевременное.
Самое удивительное, что, если нужным образом сложится фестивальная конъюнктура, эти картины могут получить призы: ощущения, что решения жюри могут носить политический характер, пока нет.
Будут также «Два в одном» Муратовой, «Тиски» Тодоровского, «Отрыв» – режиссерский дебют Александра Миндадзе. А так же «Яр» Марины Разбежкиной – экранизация Сергея Есенина. Разбежкина, кстати, не только один из самых интересных участников конкурса, но и учитель Германики.
Все это невероятно занимательно: «Кинотавр» всего за два года нового менеджмента превратился из тусовочно-декоративного мероприятия в событие, успешно дающее актуальный срез современного российского кино. Интригой же фестиваля непривычно становится не вопрос, какой клан победит в давлении на жюри, а какой фильм станет самым обсуждаемым этим летом. |