В оригинале фильм называется просто "Мистер Брукс". Это наши прокатчики-переводчики, как обычно, проявили совершенно неуместную самостоятельность и в названии добавили ненужную многозначительность. Ведь кто такой мистер Брукс, становится прекрасно известно с первых десяти минут фильма. Нет никакой загадки в том, кто он и чем занимается.
Мания убийства у мистера Брукса не делает его каким-то монстром - наоборот, даже на месте преступления он не изменяет своей обычной холодной и несколько ироничной манере поведения. Это несколько сбило с толку некоторых зрителей, которые посчитали, что Кевин Костнер плохо сыграл мистера Брукса, - мол, какой это маньяк-убийца? А мне, наоборот, понравилось, как этот персонаж показан в фильме. Потому что здесь отсутствуют традиционные штампы: ах, за внешностью добропорядочного члена общества скрывается кровавый маньяк. Ну да, он-то скрывается, но почему это кровавое маньячество должно быть написано у него на лице? Мы же знаем, что старина Ломброзо во многом ошибался. За внешностью маньяка может скрываться добрейшей души человек, а внешность добропорядочного члена общества может маскировать безжалостного убийцу, как в случае с мистером Бруксом.
Таким образом, в "Мистере Бруксе" упор делается вовсе не на раздвоении личности главного героя и даже не на раскрытии его преступлений. Главная составляющая там - криминально-детективная. Бруксу приходится разруливать некоторые серьезные проблемы, связанные со своей дочерью, каким-то образом решать непростую ситуацию с мистером Смитом, а детективу Трейси Этвуд кроме дела мистера Брукса приходится заниматься вопросами своего нестандартного развода (дама-детектив обладает солидным состоянием, и ее при этом угораздило выйти замуж за молоденького плейбоя), ну и плюс - за ней охотится маньяк-убийца.
Детектив этот (а точнее, детективный триллер) поставлен просто отлично: умно, нестандартно и захватывающе. Как будут решены проблемы и во что это все выльется - непонятно до самого конца. И отдельное спасибо режиссеру Эвансу за концовку - у него отлично получалось избегать штампов на протяжении всего фильма, и финал он сделал достаточно нестандартный и неожиданный.
Кевин Костнер, на мой взгляд, сыграл очень ровно, вполне достойно, но в восторг не привел - просто профессиональная работа. А вот Уильям Херт, изобразивший странное альтер эго мистера Брукса, именно привел в восторг - блестящая роль, просто шедевр! Его Маршалл, как я уже говорил, в общем, не является демоном-искусителем - скорее просто спутник, наблюдатель и комментатор. Но как он наблюдает и как комментирует - на одном этом можно сделать целый фильм! Однако, читая рецензии в русских изданиях, я был просто поражен: никому этот персонаж не понравился и большинство рецензентов по поводу него пишут какую-то странную чушь вроде "сюсюкающий Маршалл" и что-то вроде этого. Пришлось снова доставать диск и включать русский дубляж - так и есть, в дубляже блистательного Уильяма Херта убили дважды: во-первых, криво перевели классные диалоги Маршалла с мистером Бруксом, а во-вторых, снабдили Маршалла дурацким голоском, который из него делает какого-то клоуна, хотя на самом деле там совершенно другой типаж, принципиально другой типаж!
Второй весьма достойный внимания персонаж - фотограф мистер Смит в исполнении совершенно мне незнакомого актера Дэйна Кука. Перед Куком стояла очень сложная задача, ведь Смит - персонаж многослойный и неоднозначный. Это больной парень, которого болезненно привлекают убийства. По виду и манере поведения он явный лузер и слабак, однако в какие-то моменты Смит становится способным на весьма решительные поступки. Он прекрасно понимает, что мистер Брукс захочет от него избавиться, и страшится этого, но все-таки идет до конца - болезненная страсть пересиливает чувство самосохранения. Кук сумел очень ярко передать различные нюансы этого персонажа, и роль получилась отличная.
А вот старушка Дэми Мур - явный мискастинг, на мой взгляд. Из нее такой же крутой полицейский, как из меня - танцор фламенко. Да и персонаж сам надуманный и неестественный: тетка из очень богатой семьи, обладательница многомиллионного состояния, любящая молоденьких смазливых мальчиков и при этом работает полицейским детективом? Все это высосано из пальца и смотрится очень неубедительно. Плюс - фальшивая игра мадам Дэми Мур, так что этого персонажа спокойно можно хоронить.
Но в общем и целом, несмотря на некоторый провис с детективом Трейси Этвуд, мне этот фильм понравился. Крепкий детективный триллер, захватывающий и на удивление незаштампованный. Маршалл в исполнении Херта - просто блеск, особенно если смотреть в оригинале. Мистер Смит также выглядел очень ярко. Так что по совокупности - твердая четверка. |