Есть такой тип фильмов, которые выживают исключительно за счет праздников, затяжных и романтических – вроде Нового года или Рождества, когда внеочередной отпуск побуждает размягченных граждан собраться семьей перед экраном телевизора или кинотеатра и жаждать зрелища особого рода – простого, семейного, сказочного. Такова и «Лавка чудес», в которой совершенно не фигурирует Рождество, что не помешало окрестить фильм рождественской сказкой, а выйди картина в другое время года, могла бы и вовсе остаться незамеченной.
«Лавка чудес» – режиссерский дебют сценариста Зака Хэлма, написавшего сценарий к фильму «Персонаж», в котором литературный вымысел хитро переплетался с реальностью, и обычный человек оказывался героем книги. «Лавка» же относится к доброму и милому типу фильмов из цикла «здравствуй, дружок, сейчас я расскажу тебе сказку». И в самом деле, рассказывает – рассказывает о том, что лучше прослыть немного «ку-ку», чем быть скучным бухгалтером. Поэтому сказку нужно творить вокруг себя собственноручно, не обращая внимания на всяких скептиков, – до тех пор, пока в неё не поверят окружающие, и тогда она станет реальностью. Очевидно, что кинематографические родители «Лавки» – фильмы вроде «Крупной рыбы» Тима Бартона и «Дон-Жуан де Марко» Левина, в которых сказочная реальность, скорее, не данность, а плод живого и остроумного воображения.
Но в Голливуде ничего не бывает просто так: даже самый детский фильм или мультфильм становятся носителями определенной идеологии («Шрек» внушает толерантность, «Мадагаскар» воспевает волю, «Рататуй» рассказывает о смысле бытия), поэтому и «Лавка чудес» тоже немножко шьет, то есть проповедует.
Хозяин магазина игрушек мистер Магориум (Дастин Хоффман), которому, по его словам, 243 года, очень деловито собирается умирать. Причина довольно оригинальна – в молодости он как-то нашел ботинки, которые идеально ему подходили, и так обрадовался, что купил себе много пар на всю жизнь. Сейчас он донашивает последнюю из купленных пар, и значит, следуя его железной логике, пора на тот свет.
Глядя на мистера Магориума, вы позавидуете его экзистенциальному смирению, да и вообще начинает казаться, что он не столько персонаж, сколько материализовавшийся детский учебник, который сейчас растолкует готовому заплакать ребенку, что все мы смертны, и как следует относиться к этой обязательной части нашего существования. Окончив курс лекций, мистер Магориум (честный, слово держит), и вправду, умирает. А наследником своего магазина назначает его единственную сотрудницу девушку Молли (Натали Портман). И тут, расправившись с конечностью бытия, мы переходим к следующей психологической проблеме – у Молли страшный комплекс неполноценности. Дело в том, что когда-то в детстве нехорошие люди внушили девушке, что она безумно музыкальна, и вот с тех пор Молли все пишет и пишет гениальную симфонию, а симфония никак не дается. Так что оставшуюся часть фильма Молли будет изживать комплексы.
Вы спросите, при чем здесь сказка и Рождество?
А дело в том, что магазин игрушек, вокруг которого крутится действие, необыкновенный. Игрушки в нем живут своей жизнью, скачут, прыгают, и весь магазин завален совершенно восхитительными предметами непонятного назначения. Магазин и сам по себе практически живой организм, он тоже имеет чувства, и после смерти Магориума погружается в траур, покрывается серыми пятнами и ждет, чтоб его расколдовали. Проблемы налицо, всплывает традиционный вопрос: «Что делать?» Очень кстати, надо сказать, всплывает – что за сказка без морали? Мораль и прощание с комплексом неполноценности не заставит себя долго ждать: просто нужно верить в себя! И будет тогда и сказка, и симфония, и волшебный магазин, и все, что пожелаешь.
Надеюсь, ты уже понял, чем «Лавка чудес» отличается от «Шрека»? До свиданья, дружок. |