Трое миниатюрных и благополучных граждан Франции прилетают в современный Тбилиси. Доставшаяся Сильви Тестюд («Страх и трепет») робкая блондинка – оформить доставшееся от грузинской прабабушки наследство, руины замка в горах. Шатенка и вовсе миниатюрный блондин – просто за компанию. Они нанимают переводчика, только что отбрыкавшегося от местной мафии, которая упустила из рук начальника французской гуманитарной миссии с крупной суммой ворованной наличности. Компания погружается в доисторический «пазик» и отправляется в горы посмотреть на замок. Ехать два дня.
«Наследство» стартует с жанра, встретиться с которым заново многие уже отчаялись, – грузинской комедии. В самой Грузии этот специфический феномен уже лет двадцать, как не наблюдается, а то, что от него осталось, давно эвакуировали во Францию, где за веселых грузин отвечает, как известно, Отар Иоселиани. Фильм Тимура и Гелы Баблуани тоже сделан на французский капитал, однако местом приложения фирменного сангвинического юмора выбраны уже не европейские столицы, а родной Тбилиси, сванские горы и архетипичный автобус, куда тут же вваливается местный пьяница, горланящий гимн СССР.
Спешим заверить, что Тбилиси, на который после бесконечных репортажей об очередном разгоне оппозиции тем более интересно посмотреть на большом экране, все также беспечен и прекрасен.
И очень жаль, что в новой Грузии до сих пор не развилось никакой толковой киноиндустрии, чтобы эту красоту запустить в мировой кинематограф по второму кругу. Французы и грузин-переводчик перемещаются по городу в антикварного вида автомобильчике, который по кривым тифлисским улицам большей частью приходится толкать руками. К деревянным мансардам поднимаются все те же винтовые лестницы, что и во времена «Мелодий Верийского квартала», а наверху обитают все те же проходимцы, у которых можно выкупить собственную видеокамеру за сто баксов, а за двести заодно и чужую.
Поэтому когда на горном серпантине из «пазика» выгоняют пьяницу и загружают гроб, благодушно шутливое настроение поначалу усиливается, но уже в следующие пять минут фильм кончает ломать комедию и переходит в триллер. Гроб сопровождают дед с внуком. Как быстро выясняют французы – к месту, где деда должны застрелить кровники по взаимной семейной договоренности. Иностранцы решают заснять обычай гор на видео, тем более что после маленького приключения в Тбилиси камера у них не одна, а целых две…
В грузинско-французском «Наследстве» сочетание всем понятного жанрового универсализма и местного фольклора, за который кое-кто готов выгрызть волком глобализм, достигает, пожалуй, той самой гармонии, о которой мечтают все национальные меньшинства, еще не обласканные космополитичной киномафией на международных фестивалях класса «А».
Патриарх грузинского авторского фильма Тимур Баблуани отвечает в «Наследстве» за классическую киношколу (советского, между прочим, образца), мудрость гор и мощные социальные подтексты. Его сын Гела, уже приглашенный в Голливуд делать римейк собственного дебюта под названием «13», – за саспенс и вменяемость сюжета. Семейное разделение труда получилось столь удачным, что жюри «Сандэнса» не сдержалось и отписало грузинам специальный приз. Эх, вот если бы и к нашему кино вернулись денежки, выведенные такими же вот, что и в «Наследстве», «гуманитарными миссиями» из обнищавшей страны… И на которые наши мастера искусств запечатлят, наконец, с международным размахом какие-нибудь дикие русские обычаи… Вот тогда-то и будет настоящий праздник на темной улице нашего кино. |